Рассеянный склероз

Рассеянный склероз —  хроническое аутоиммунное заболевание, при котором поражается миелиновая оболочка нервных волокон головного и спинного мозга. Хотя в разговорной речи «склерозом» часто называют нарушение памяти в пожилом возрасте, название «рассеянный склероз» не имеет отношения ни к старческому «склерозу», ни к рассеянности внимания.

Рассеянный склероз—  хроническое аутоиммунное заболевание, при котором поражается миелиновая оболочка нервных волокон головного и спинного мозга. Хотя в разговорной речи «склерозом» часто называют нарушение памяти в пожилом возрасте, название «рассеянный склероз» не имеет отношения ни к старческому «склерозу», ни к рассеянности внимания.

«Рассеянный» в данном случае означает то, что очаги болезни, как бы разбросаны по всей нервной системе. А слово «склероз» — описывает характер нарушений. Это склерозированая рубцовая ткань, которая имеет вид бляшки. Ее размеры колеблются от микроскопических до нескольких сантиметров.

Существует интересная закономерность: чем дальше от экватора, тем выше процент заболеваемости. Люди в северных регионах болеют намного чаще (70 случаев на 100 тысяч). Это связывают с недостаточным количеством витамина D, который вырабатывается в организме человека при воздействии солнечных лучей. Женщины болеют в 2-3 раза чаще, чем мужчины. Но при этом они легче переносят болезнь. На продолжительность жизни болезнь значительно не влияет.
Определяется связь с  расовой принадлежностью. Так японцы, китайцы и корейцы практически не знакомы с этим заболеванием. А больше всего от него страдают европейцы. В крупных городах процент заболевших в несколько раз выше, чем в сельской местности. Эти факты свидетельствуют о том, что факторы неблагоприятной окружающей среды могут повлиять на возникновение болезни.

Существуют факторы, которые могут спровоцировать появление заболевания:

• Генетическая предрасположенность – наличие измененных генов
• Сильные стрессы
• Вирусные и бактериальные заболевания
• Нехватка витамина D

Основные симптомы и признаки.

Заболевание развивается постепенно. На первых этапах оно ничем себя не проявляет. Это объясняется тем, что здоровые клетки мозга берут на себя функцию пораженных участков.
Самые первые признаки появляются тогда, когда поражено уже около 50% нервных волокон. На этой стадии заболевания у больных возникают такие жалобы:
• Одно или двустороннее нарушение зрения
• Боль и двоение в глазах
• Чувство онемения и покалывания в пальцах
• Снижение чувствительности кожи
• Мышечная слабость
• Нарушение координации движений

У разных больных симптомы могут сильно отличаться. Даже у одного человека они могут появляться и пропадать или сменяться другими.

Со временем, в результате увеличения количества склеротических бляшек, появляются и другие признаки заболевания.
1. Спазм и болезненные ощущения в мышцах.
2. Задержка мочеиспускания и запоры, со временем больной может потерять способность контролировать процессы опорожнения мочевого пузыря и кишечника.
3. Изменения в сексуальной жизни.
4. Появление патологических пирамидных рефлексов, которых не бывает у здоровых людей. Их может выявить только врач-невролог.
5. Повышенная утомляемость при выполнении физических действий.
6. Неполный паралич конечностей, затруднение произвольных движений.
7. Параличи черепных нервов: глазодвигательного, тройничного, лицевого, подъязычного.
8. Ритмичные колебательные движения глазных яблок.
9. Нарушения поведения и снижение интеллекта.
10. Неврозы, эмоциональная неустойчивость, чередование депрессии и эйфории.

Диагностика.

На сегодняшний день самым информативным методом диагностики рассеянного склрероза является МРТ.Правильная и своевременная аостановка диагноза позволяет обеспечить больному человеку долгие годы полноценной и активной жизни.

Для дифференциальной диагностики рассеянного склероза важны следующие факторы:
• Наличие минимум двух случаев появления признаков рассеянного склероза длительностью более 24 часов. Интервал между ними – около месяца.
• При проведении магнитно-резонансной томографии были замечены очаги склероза – участки демиелинизации.
Для уточнения диагноза врач может назначить дополнительное обследование. Например, иммунологический анализ крови или проведение электромиографии.

Профилактика.

Поскольку на сегодняшний день механизмы, которые запускают болезнь, еще до конца не изучены, то о конкретных профилактических мероприятиях говорить рано. Но уже сейчас канадские ученые проводят испытания вакцины против рассеянного склероза. По прогнозам она появится в продаже через 5-10 лет.
Для профилактики обострений у больных рассеянным склерозом рекомендуют:
• Избегать стрессов и умственных переутомлений;
• Физические нагрузки должны быть регулярными (занятия спортом), но не изнуряющими
• Отказаться от алкоголя и курения;
• Правильно питаться, не злоупотреблять жирными продуктами .
• Нормализовать свой вес;
• Не перегреваться;
• Не пользоваться гормональными контрацептивами;
• Даже в периоды ремиссии (ослабления симптомов) регулярно принимать лечение.
Такие меры помогут уменьшить проявления болезни и продлить периоды здоровья.
Последствия заболевания
В 25% случаев заболевание протекает доброкачественно. Больные долгие годы сохраняют работоспособность и могут самостоятельно себя обслуживать. В других случаях (10%) инвалидизация наступает через 5 лет после выявления заболевания.
Болезнь протекает легче, если она началась в раннем возрасте, имеет периоды длительной ремиссии. Первым симптомом было нарушение зрения. В этом случае можно надеяться на более легкое течение заболевания. Итак, рассеянный склероз – это хроническое заболевание нервной системы, которое связано со сбоем в работе иммунитета. На данный момент нельзя точно сказать, какие факторы вызывают начало болезни. Есть множество лекарственных препаратов, которые снимают проявления заболевания.
Течение болезни индивидуально у каждого пациента и есть надежда, что при правильном лечении человеку удастся даже в преклонном возрасте сохранить умственное и физическое здоровье.
Вы можете пройти в нашем Центре МРТ диагностики МРТ исследование головного мозга (диагностика рассеянного склероза),предварительная подготовка не требуется.Стоимость исследования 5000 руб.
Будьте здоровы!